Автоматизированные Информационные Системы В Автомобильной Сфере.

Информационные системы на автомобильном транспорте

Роль информационно-технологического сопровождения (ИТС) в современном информационном обществе. Сервисы пользователей ИТС. Элементы транспортной подсистемы. Области применения и особенности система Gonrand, Videotrans, СТС, BRS, Espace Cat, ISCIS, GPS.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Практическое занятие №3

Информационные системы на автомобильном транспорте

Роль ИТС в современном информационном обществе

Особую роль транспортно-технологические системы играют на предприятиях, имеющих распределенную филиальную сеть. Компания с распределенной филиальной сетью — по сути, объединение территориально рассредоточенных предприятий, выполняющих идентичные функции, имеющих сильные вертикальные связи с аппаратом управления, где вырабатывается стратегия развития компании в целом, формируются управляющие решения и, как следствие, присутствует большой объем технологической, административно — распорядительной и отчетной документации (сложный документооборот). Уровень управляемости такой компании во многом зависит от наличия достоверной и оперативной информации в аппарате управления по всем направлениям деятельности филиалов. К компаниям, имеющим распределенную филиальную сеть, относятся: банки, транспорт, телекоммуникационные, электрические, тепловые сети и т.п

Управление такой компанией, безусловно, требует создания особого механизма управления. Таким механизмом может являться корпоративная транспортно-технологическая информационная система, обеспечивающая ряд управленческих функций, таких как: мониторинг деятельности, прогнозирование и планирование деятельности, учетные функции, автоматическая отчетность, поддержка принятия управленческих решений.

Транспортно-технологическая информационная система — информационная система, интегрирующая в себе технологические информационные подсистемы филиалов и аппарата управления транспортной подсистемой компании.

Для создания технологических информационных подсистем используются десятки специализированных бухгалтерских, экономических, производственных и других информационных систем, поддерживающих работоспособность каждого филиала в отдельности. Взаимодействие аппарата управления с филиалами обеспечивается транспортной подсистемой компании — подсистемой, обеспечивающей коммуникации. В современных условиях в производстве и в обществе в целом резко повышаются значение и объем информации. Все чаще перевозка грузов и пассажиров есть не что иное, как перевозка информации. Бумажные документы перевозятся в качестве груза, а пассажиры являются курьерами по транспортировке устной информации (например, участники совещаний), бумажных документов или документов на электронных носителях.

Для транспорта в качестве средства коммуникации при большом документообороте существует достойная альтернатива — сети передачи данных и вычислительные сети (как внешние, так и внутренние). При этом не обязательно имитировать документооборот, достаточно организовать доступ участников коммутационного процесса в определенные базы данных с соответствующими правами. Это позволяет сделать сам процесс электронного документооборота все более дешевым и доступным, а при хорошем информационном обеспечении коммуникационных процессов может привести к сокращению или отсутствию необходимости перевозки грузов и людей.

Под транспортом в транспортной подсистеме компании подразумевается собственно транспорт (автомобильный, железнодорожный и др.), а также системы и сети передачи данных (локальные и корпоративные сети предприятий и организаций, Internet и др.). Элементами транспортной подсистемы для вновь введенного вида транспорта являются вычислительная техника, различные виды сетей передачи данных, программное обеспечение и т. п.

И так, для компаний, имеющих разветвленную филиальную сеть, важно наличие корпоративной вычислительной сети предприятия, которая позволила бы в условиях комплексной автоматизации организовать транспортную информационную подсистему. Комплексная автоматизация и создание на ее основе единого информационного пространства в рамках транспортно-технологической информационной системы позволяют компании с разветвленной филиальной сетью повысить уровень управляемости и стать динамично развивающейся компанией с эффективно организованным управлением.

Построение транспортно-технологической информационной системы предприятия базируется на разработке информационной технологии и реализации ее в комплексной автоматизированной информационной системе. [1].

Сервисы пользователей ИТС

Эффективность управления ЛС в значительной мере зависит от эффективности информационного обеспечения системы (информационная логистика).

Темпы развития и расширения сферы информации в настоящее время весьма высоки. Характерной чертой большинства процессов, в том числе и транспортных, является постоянное расширение и создание новых информационных связей, которые совершенствуются и приобретают новые функции благодаря применению современной техники и технологии. Эффективность функционирования системы зависит от эффективности управления технологическими, организационными и другими процессами. Следовательно, наиболее важным становится обеспечение непрерывности управляемых процессов в узловых точках, где осуществляется прохождение грузов между сетями различных транспортных агентов и тем самым там, где осуществляется прохождение информации между различными сетями. Это касается, например, перевалочных пунктов (портов, железнодорожных станций, аэровокзалов и т.д.), а также организации бесперебойных смешанных перевозок (железнодорожный/речной транспорт, железнодорожный/автомобильный транспорт).Традиционно эффективность информационного обеспечения процессов в ЛС связывалась с применением информационно-поисковых систем (ИПС). Однако практика эксплуатации таких систем показала их недостаточную эффективность. Это обусловлено тем, что функции ИПС ограничены, как следует из их названия, поиском информации, тогда как суть деятельности в рыночных условиях составляет выбор и принятие решений с учетом интересов всех участников доставки. Действительно, ИПС не информирует потребителя о предмете запроса в том смысле, что как-то изменяет его знания по этому предмету. Она информирует его лишь о наличии (или отсутствии) документов, имеющих отношение к его запросу, и о том, где эти документы можно найти.Анализ показал недостаточный уровень развития технических и программных средств, предназначенных для приема, обработки и передачи информации.

Современные информационные технологии, такие, например, как системы поддержки принятия решений, экспертные системы и другие, обеспечивают возможность для эффективного анализа технико-экономических проектов, моделирования процессов, подготовки и представления результатов для последующего принятия решений. Применение современных информационных технологий позволяет повысить эффективность доставки грузов за счет возможности быстрого доступа к информации о субъектах (покупатель, перевозчик, терминал) и объектах (товары, услуги) доставки.

Система Gonrand. Одной из задач информационной системы Gon-rand является сбор информации о наличии груза. Перевозчик дает заявку о свободных провозных возможностях и направлении перевозки. Информация заносится в базу данных. Информация о грузах поступает в систему непрерывно. Система позволяет группировать грузы по отправителям, получателям, количеству мест и выдает информацию об отправлении, наименовании грузополучателя, номере автомобиля, заказчике, коде департамента и сумме отправлений по департаментам.

Система Videotrans предназначена для информационного обслуживания предприятий транспорта, которые могут получать справки и вводить информацию о наличии в их распоряжении транспортных средств или товара для доставки.

Система СТС предоставляет для экспедиторов информацию о наличии грузов, типах автомобилей, маршрутах наиболее рационального движения, адреса транспортных фирм, имеющих в наличии свободный подвижной состав, и т.п. Для перевозчиков система предоставляет следующую информацию: возможность загрузки грузом, адрес отправителя, место и время загрузки, время прибытия с грузом, адрес получателя и т.п.

Система BRS функционирует аналогично системе СТС. Грузоотправитель контактирует не с перевозчиком, а с информационной системой. Фирма гарантирует оплату перевозчикам выполненной перевозки, если заказчик не произвел своевременно оплату, что повышает привлекательность обслуживания, расширяя тем самым охват рынка потребителей.

Система Espace Cat сообщает пользователю параметры перевозимых грузов и схемы их размещения в кузове транспортного средства, представляя эти данные в виде трехмерных графиков. Система вычисляет параметры оптимальной упаковки. Обладая модульной структурой, она достаточно легко приспосабливается к требованиям пользователей.

Создание интегрированных систем для поддержки принятия решений при управлении распределением товаров является актуальной проблемой. Такие интегрированные системы включают базы и банки данных, банки моделей, систему информационной поддержки и позволяют проводить экспертные и аналитические оценки при принятии решений.

Система ISCIS является интегрированной информационной системой, обслуживающей логистический канал. Время доставки сообщений из любой точки земного шара в другую ограничивается только продолжительностью процесса переформатирования данных, временем ожидания начала обслуживания, а обработка сообщений производится в режиме реального времени, что существенно важно для поставщиков и потребителей, работающих по системе Kanban, «точно в срок» и др.

Читать еще:  Когда Надо Менять Резину На Зимнюю.

Система GPS — автоматизированная глобальная спутниковая система, предназначенная для определения широты и долготы местонахождения транспортного средства (судна, самолета, грузового автомобиля и т.п.). Система связана с искусственными спутниками Земли. Каждый спутник непрерывно передает в эфир сигналы времени и координаты своего местонахождения. Транспортное средство должно быть оснащено специальным приемным устройством, которое принимает сигналы с трех спутников одновременно, обрабатывает их и выводит координаты точки местонахождения на дисплей (погрешность результатов составляет не более 3-15 м). [2].

информационный технологический сопровождение транспортный

Список использованной литературы

1. Кабашкин, И. В. Интеллектуальные транспортные системы : интеграция глобальных технологий будущего / И. В. Кабашкин // «Транспорт Российской Федерации». — № 2 (27). — 2010. — С. 34-38

Информационные системы на автотранспорте

Информационные системы, применяемые на автомобильном транспорте, могут отражать: условия движения объекта в потоке транспортных средств при воздействии на него окружающей среды, техническое состояние автомобиля и состояние технологического оборудования и производственного процесса. Эти системы входят в диспетчерские системы управления, автоматизированные системы управления технологическими процессами и ав¬томатизированные системы управления производством.

Для получения оперативной информации об условиях движе¬ния используются контрольно-измерительные приборы. Измеряемые и контролируемые параметры в них отражаются на индикаторах, размещаемых на приборной панели и ветровом стекле. В настоящее время индикаторы контрольно-измерительные приборы объединяются в группы и называются комбинацией приборов (индикаторов). Они предоставляют водителю информацию о скорости движения автомобиля, параметрах работы двигательной установки и агрегатов автомобиля, состоянии генераторной установки и батареи, количестве расходных материалов и топлива в баках [4].

Возросшее число измеряемых и контролируемых параметров на ДВС и автомобиле привело к чрезмерному усложнению приборной панели. Эта проблема хорошо известна разработчикам автоматизированных систем управления техническими процессами. Все показывающие, сигнальные и регистрирующие индикаторы не могут быть размещены на ограниченном пространстве передней панели даже при использовании миниатюрных приборов. Восприятие информации от большого числа источников затруднительно, кроме того, принятие на ее основе правильного решения в ограниченные сроки становится невозможным.

Поэтому отдельные приборы измерения и контроля, применяемые на автомобиле, вытесняются информационно-измерительными системами. В них информация, получаемая от большого числа источников, предварительно обрабатывается и в обобщенном виде поступает на общую панель дисплея для визуального восприятия водителем в виде цифр, букв, аналоговых и дискретных знаков и графиков. Таким образом, происходит переход от измерения отдельных параметров к контролю и измерению процессов. В ряде случаев информационно-измерительная система выдает обобщенные характеристики объекта. Дальнейшее развитие таких систем и использование в них уни¬версальных микропроцессоров, получивших название «бортовой компьютер», позволили осуществить диалоговый режим, в котором система может выдавать советы пользователю для принятия решения в конкретной обстановке. Информация в таких системах выдается в виде визуальных и звуковых (тональных и речевых) сигналов. Это обстоятельство позволяет отнести такие системы по сложности организации информационных потоков к разряду автоматизированных систем управления техническими процессами.

Для устранения избыточности информации, поступающей водителю, в информационных системах используют ряд алгоритмов обработки поступающих в систему данных. Только основные па¬раметры измеряются и контролируются локальными системами и выводятся на индикаторы постоянно. Остальные параметры, подлежащие контролю и измерению, ранжируются по степени важности (приоритетам) и выводятся на индикаторы только при отклонении их от заданных значений. Некоторые параметры контролируются в режиме тестирования перед пуском ДВС и агрегатов. Ряд параметров измеряется периодически, а некоторые контролируются по вызову водителя или обслуживающего персонала [5].

Так как контроллеры современных систем управления строятся исключительно на микропроцессорах, то происходит интеграция различных информационных систем в единую систему управления, измерения и контроля. На современном автомобиле используется информационно-управляющая сеть, содержащая до десятка микропроцессоров на разных уровнях управления.

Для получения информации о техническом состоянии автомобиля перед выездом, в процессе движения и после возвращения на стоянку используются различные контрольно-измерительные приборы, на которые возлагается задача информировать водителя о возникновении аварийных режимов. Водитель, проанализировав полученную информацию- с учетом статистических данных, накопленных им в процессе экс¬плуатации автомобиля, и личной интуиции определяет причину аварийного режима и степень его опасности. Эти операции относятся к функциям систем, обеспечивающих безаварийную эксплуатацию транспортных средств.

На первых этапах создания систем контроля и измерения использовались исключительно простые контрольно-измерительные приборы. В дальнейшем они стали объединяться в бортовые системы контроля.

Автоматизированные системы управления на транспорте

Автоматизированные системы управления на транспорте используются с целью комплексного мониторинга и управления над средствами передвижения и обеспечения максимальной безопасности перевозимого груза. Такой уникальной технологией пользуются предприятия, имеющие в своем распоряжении большой автопарк: банки, инкассаторские службы, бюро грузоперевозок, службы такси и т.д.

Внедрение передовой системы позволяет улучшать качество и оперативность выполнения работ и снизить затраты на эксплуатацию.

Задачи автоматизированных систем управления на транспорте

Автоматизация управления транспортом обеспечит эффективное выполнение следующего ряда задач:

  • мониторинга текущего положения транспорта, которое осуществляется в режиме онлайн с частотой от 10 секунд;
  • контроля над выполнением заданного маршрутного пути и выдачу сигнала в случае отклонения от программы;
  • отслеживания выполнения перевозки в соответствии с расписанием;
  • генерацию и отправку сообщения водителю из диспетчерского центра;
  • голосовое соединение;
  • регистрацию, хранение и обработку данных о температурных показателях в салоне;
  • формирование отчетных документов, таких, как:
    • пробег;
    • маршрут;
    • интервал движения;
    • время.

Автоматизированные системы – одни из самых востребованных программных разработок для организаций, работающих на различных отраслях экономики.

С помощью передовой технологии растет конкурентоспособность предприятия и его способность быстро адаптироваться к изменениям на рынке.

Преимущества Автоматизированные системы управления на транспорте

Одним из плюсов использования автоматизации транспортных перевозок является способность программы прокладывать наиболее оптимальный маршрут для следования с учетом:

  • расположения точки доставки;
  • модели автомобильного средства;
  • технических характеристик;
  • используемого топлива;
  • категории транспортируемого груза и т.д.

Также удобными функциями системы является возможность вносить коррективы по данным маршрута, времени и пункта доставки.

Многие программные системы обладают план-фактовым анализом. Он при помощи GPS-мониторинга отслеживает местонахождение каждой единицы транспортного средства и сравнивает с параметрами заданного маршрута и плана движения.

Стандартный комплекс для автоматизации системы управления

Стандартный комплекс для автоматизации системы управления состоит из:

  • средств измерения и контроля, установленных в самом транспорте;
  • диспетчерского центра, в который входит:

  • сервер базы данных;
  • сервер коммуникаций;
  • сервер приложений;
  • рабочие места для операторов с автоматизированной программой.

Функционирование систем мониторинга в реальном времени происходит с использованием:

  • систем GPS или ГЛОНАСС, осуществляющих навигацию через спутник;
  • сети операторов мобильной связи со стандартом CDMA-450 или GSM 900/1800.

Автоматизированные системы управления на транспорте способствуют выведению транспортной логистики предприятия на новый уровень.

Автоматизированные системы управления для транспорта нефтегазовой промышленности демонстрируются на выставке «Нефтегаз».

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

В научно-технической литературе часто используются термины «система», «система управления», «автоматизированная система управления», «автоматизированные информационные системы».

Слово «система» происходит от греческого systema, что означает целое, составленное из частей или множества элементов, связанных друг с другом и образующих определенную целостность, единство.

Понятие «система» имеет широкую область применения .

Под системой понимается совокупность связанных между собой и с внешней средой элементов или частей, функционирование которых направлено на получение конкретного полезного результата.

В соответствии с этим определением практически каждый экономический объект можно рассматривать как систему, стремящуюся в своем функционировании к достижению определенной цели. В качестве примера можно назвать систему образования, энергетическую, транспортную, экономическую и др.

Для системы характерны следующие основные свойства:

— многообразие элементов и различие их природы;

Сложность системы зависит от множества входящих в нее компонентов, их структурного взаимодействия, а также от сложности внутренних и внешних связей и динамичности.

Делимость системы означает, что она состоит из ряда подсистем или элементов, выделенных по определенному признаку, отвечающему конкретным целям и задачам.

Целостность системы означает, что функционирование множества элементов системы подчинено единой цели.

Многообразие элементов системы и различия их природы связано с их функциональной специфичностью и автономностью. Например, в материальной системе объекта, связанной с преобразованием вещественно-энергетических ресурсов, могут быть выделены такие элементы, как сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, полуфабрикаты, запасные части, готовая продукция, трудовые и денежные ресурсы.

Структурированность системы определяет наличие установленных связей и отношений между элементами внутри системы, распределение элементов системы по уровням иерархии.

Управление – важнейшая функция, без которой немыслима целенаправленная деятельность любой социально-экономической, организационно-производственной системы (предприятия, организации, территории).

Систему, реализующую функции управления, называют системой управления. Важнейшими функциями, реализуемыми этой системой, являются прогнозирование, планирование, учет, анализ, контроль и регулирование.

Управление связано с обменом информацией между компонентами системы, а также системы с окружающей средой. В процессе управления получают сведения о состоянии системы в каждый момент времени, о достижении (или не достижении) заданной цели с тем, чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений.

Таким образом, любой системе управления экономическим объектом соответствует своя информационная система, называемая экономической информационной системой.

Экономическая информационная система (ЭИС) – это совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений.

Информационная система является системой информационного обслуживания работников управленческих служб и выполняет технологические функции по накоплению, хранению, передаче и обработке информации. Она складывается, формируется и функционирует в регламенте, определенном методами и структурой управленческой деятельности, принятой на конкретном экономическом объекте, реализует цели и задачи, стоящие перед ним.

Современный уровень информатизации общества предопределяет использование новейших технических, технологических, программных средств в различных информационных системах экономических объектов.

Автоматизированная информационная система (ЛИС) представляет собой совокупности ‘информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенную для обработки информации и принятия управленческих решений.

Создание АИС способствует повышению эффективности производства экономического объекта и обеспечивает качество управления. Наибольшая эффективность АИС достигается при оптимизации планов работы предприятий, фирм и отраслей, быстрой выработке оперативных решений, четком маневрировании материальными и финансовыми ресурсами и т.д. Поэтому процесс управления в условиях функционирования автоматизированных информационных систем основывается на экономико-организационных моделях, более или менее адекватно отражающих характерные структурно-динамические свойства объекта.

Адекватность модели означает, прежде всего, ее соответствие объекту в смысле идентичности поведения в условиях, имитирующих реальную ситуацию, поведение моделируемого объекта в части существенных для поставленной задачи характеристик и свойств. Безусловно, полного повторения объекта в модели быть не может, однако несущественными для анализа и принятия управленческих решений деталями можно пренебречь. Модели имеют собственную классификацию, подразделяясь на вероятностные и детерминированные, функциональные и структурные. Эти особенности модели порождают разнообразие типов информационных систем.

Опыт создания АИС, внедрение в практику экономической работы оптимизационных методов, формализация ситуаций производственно-хозяйственных процессов, оснащение государственных и коммерческих структур современными вычислительными средствами коренным образом видоизменили технологию информационных процессов в управлении. Повсеместно создаются АИС управленческой деятельности.

Автоматизированные информационные системы разнообразны и могут быть классифицированы по ряду признаков (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Классификация автоматизированных информационных систем

Так как классификация систем по сфере функционирования объекта управления очевидна, рассмотрим следующие признаки. По видам процессов управления автоматизированные информационные системы подразделяются на:

АИС управления технологическими процессами – это человеко-машинные системы, обеспечивающие управление технологическими устройствами, станками, автоматическими линиями.

— АИС таможенной службы;

— АИС промышленных предприятий и организаций (особое место по значимости и распространенности в них занимают бухгалтерские АИС) и др.

АИС научных исследований обеспечивают высокое качество и эффективность межотраслевых расчетов и научных опытов. Методической базой таких систем служат экономико-математические методы, технической базой – самая разнообразная вычислительная техника и технические средства для проведения экспериментальных работ моделирования. Как организационно-технологические системы, так и системы научных исследований могут включать в свой контур системы автоматизированного проектирования работ (САПР).

Обучающие АИС получают широкое распространение при подготовке специалистов в системе образования, при переподготовке и повышении квалификации работников разных отраслей.

В соответствии с третьим признаком классификации выделяют отраслевые, территориальные и межотраслевые АИС, которые одновременно являются системами организационного управления, но уже следующего – более высокого уровня иерархии.

Отраслевые АИС функционируют в сферах промышленного и агропромышленного комплексов, в строительстве, на транспорте. Эти системы решают задами информационного обслуживания аппарата управления соответствующих ведомств.

Территориальные АИС предназначены для управления административно-территориальными районами. Деятельность территориальных систем направлена на качественное выполнение управленческих функций в регионе, формирование отчетности, выдачу оперативных сведений местным государственным и хозяйственным органам.

Межотраслевые АИС являются специализированными системами функциональных органов управления национальной экономикой (банковских, финансовых, снабженческих, статистических и др.). Имея в своем составе мощные вычислительные комплексы, межотраслевые многоуровневые АИС обеспечивают разработку экономических и хозяйственных прогнозов, государственного бюджета, осуществляют контроль результатов регулирование деятельности всех звеньев хозяйства, а также контроль наличия и распределения ресурсов.

Современное развитие информатизации в области экономической и управленческой деятельности требует единых подходов в решении организационных, технических и технологических проблем.

Основными факторами, определяющими результаты создания и функционирования АИС и процессов информатизации, являются:

— активное участие человека – специалиста – в системе автоматизации обработки информации и принятия управленческих решений;

— интерпретация информационной деятельности как одного из видов бизнеса;

— наличие научно обоснованной программно-технической, технологической платформы, реализуемой на конкретном экономическом объекте;

— создание и внедрение научных и прикладных разработок в области информатизации в соответствии с требованиями пользователей;

— формирование условий организационно-функционального взаимодействия и его математическое, модельное, системное и программное обеспечение;

— постановка и решение конкретных практических задач в области управления с учетом заданных критериев эффективности.

Определяя АИС как организованную для достижения общей цели совокупность специалистов, средств вычислительной и другой техники, математических методов и моделей, интеллектуальных продуктов и их описаний, а также способов и порядка взаимодействия указанных компонентов, следует подчеркнуть, что главным звеном и управляющим субъектом в перечисленном комплексе элементов был и остается по сей день человек, специалист.

Однако современные специалисты, работающие в компьютерной среде, отличаются от тех, которые трудились десять лет назад, когда преобладающей была технология централизованной обработки информации в условиях вычислительных центров. Прежде всего, в нынешних условиях функционирования новых информационных технологий нет четкого различия между экономистом-пользователем системы, постановщиком задач, оператором, программистом, представителем обслуживающего технического персонала, как это было раньше.

Более того, рухнула непреодолимая до недавнего времени стена между разработчиком и пользователем АИС. Сегодня существуют готовые инструментальные программные средства, которые позволяют методом интерпретации быстро разрабатывать собственные программно-ориентированные продукты – пакеты прикладных программ. Для этого нужно быть прежде всего хорошим специалистом в своей области и в меньшей степени владеть программированием. В помощь пользователю все активнее внедряется объектно-ориентированный подход, который позволяет специалисту работать с теми же разновидностями первичных документов, что и до внедрения АИС.

Такое положение стало возможным благодаря стремительному распространению персональных ЭВМ (ПЭВМ) и других компактных и относительно дешевых средств вычислительной техники (СВТ). Кроме компьютеров к техническим средствам АИС относят средства связи (телекоммуникации) и оргтехнику (телефон, факс и т.п.).

Появилась возможность объединять персональные ЭВМ в сети, что создает пользователю качественно новые условия для проведения оперативного анализа производственных, экономических и финансовых ситуаций, а в сочетании с суперЭВМ эти возможности практически не ограничены.

Несмотря на всю важность технических решений, ценность и уникальность АИС составляют интеллектуальные продукты, разрабатываемые участниками проектирования и последующих доработок. При этом очень важное, а иногда решающее значение для долговечности и устойчивого функционирования систем имеет наличие хорошо написанных для пользователей системы подробных инструкций по эксплуатации, совокупность которых образует документацию АИС.

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АВТОМОБИЛЬНОЙ СФЕРЕ

студент 1 курса факультета естественных, математических и компьютерных наук НГПУ им. К. Минина,

г. Нижний Новгород

канд. экон. наук, доцент кафедры «Прикладной информатики и информационных технологий в образовании» НГПУ им. К. Минина,

г. Нижний Новгород

В наше время мы уже не можем представить свою жизнь без информационных технологий. Они прочно вошли в нашу жизнь. Их используют в самых разных сферах деятельности, в том числе и в автомобилестроении. Представить себе современную автомобилестроительную отрасль без многочисленных компьютерных инноваций практически невозможно. Еще недавно считавшийся роскошью бортовой компьютер, сейчас считается такой же важной частью, как двигатель или шосси.

Автомобили уже давно могут тормозить и разгоняться без участия человека, а также определять расстояние до объектов и определять свое местоположение. В транспортных средствах устанавливают различные системы помощи для водителя, такие как радар, камеры, ультразвук, системы GPS и т.д. Они успешно нашли свое применение.

Но что нам ожидать в ближайшие годы? Как будет развиваться автомобильная сфера и какие инновации сейчас применяются и будут применяться в будущем?

Интернет и автомобиль

Автомобиль все больше взаимодействует с интернетом. Некоторые считают, что такая связь будет еще сильнее влиять на безопасность на дороге, в частности, повысится отвлекающий фактор водителя. Но так же есть некоторые преимущества. Можно ожидать таких услуг, как напоминание об обслуживании автомобилей с разнообразным информационным сопровождением, возможность автоматической записи и направление в ближайший сервисный центр, а также для развлечений.

Синхронизация с устройствами

Кроме доступа в интернет, автомобили имеют возможность более тесное взаимодействие с компьютерами и мобильными устройствами. Сейчас никого не удивишь наличием USB-порта в автомобиле. Можно будет дистанционно обновлять программное обеспечение разных систем в автомобиле, не пользуясь услугами специалистов, а также, при появлении неисправности в автомобиле, дилер сможет дистанционно найти причину неисправности и указать пути решения проблемы, или же исправить поломку, если сбой был в компьютерной системе.

Голографический информационный дисплей

Его задача выводить информацию непосредственно на лобовое стекло. На данный момент существуют модели, способные выводить информацию о скорости, направление движения и другую. Такая система будет весьма полезна при неблагоприятных погодных условиях, например в дождь.

Взаимодействие вашего автомобиля с инфраструктурой

Скоро все автомобили будут связаны между собой и дорожной структурой в единое целое. Идея сделать возможным взаимодействие вашего автомобиля с инфраструктурой города, например с веб-камерами на перекрестках, дорожными знаками и светофорами. Зная о загруженности улиц или о дорожных условиях водитель сможет изменить маршрут движения, экономя время и средства. Машина сможет даже зарезервировать место для парковки. Если автомобиль попал в аварию, он сможет сообщить об этом окружающим машинам, и водитель сможет вовремя сбавить скорость и будет более внимателен.

Мониторинг движения или «Мертвые зоны»

Не менее полезная технология, которая может повысить безопасность на дороге, — это мониторинг так называемых «мертвых зон» и система предупреждения дорожной разметки. Система будет предупреждать водителя если он начнет перестраиваться на другую полосу без поворотника, а также будет воспрепятствовать перестроению, если полоса будет занята другим автомобилем. Система пересечения дорожной разметки будет использовать маленькие камеры, которые будут считывать разметку на дороге, и если водитель пересек ее, без включения поворотника, система подает световой или звуковой сигнал. Например, в Infiniti применяется автоматическое торможение с одной из сторон автомобиля, чтобы предотвратить выезд автомобиля из полосы движения.

Парковка

Некоторые автопроизводители уже сейчас устанавливают автоматизированные системы помощи при парковке. Работает система следующим образом: с помощью радара автомобиль определяет, хватит ли ему места, чтобы припарковаться. Потом помогает водителю выбрать правильный угол поворота руля и практически сам ставит автомобиль на парковочное место. Такая система крайне полезна начинающим водителям

Отслеживание состояния водителя

Не менее полезна в автомобиле система слежения, которая будет распознавать признаки усталости в поведении водителя на дороге и предупреждать о необходимости отдохнуть. В автомобилях Volvo присутствует похожая система, только работает иначе. Система оценивает движение автомобиля на дороге, а не поведение водителя. Если происходит что-то не так, система оповещает водителя.

Камеры ночного видения

В автомобилях могут использоваться камеры ночного видения. Их использование может снизить случаи ДТП в ночное время суток. Система будет помогать водителю увидеть в темное время суток дорожную разметку, знаки, а также пешеходов и животных. В BMW применяется инфракрасная камера, которая показывает изображение на экране в черно-белом формате. Камера распознает объекты на расстоянии до 300 метров. А компания Toyota работает над улучшением систем ночного видения, чтобы водитель мог чувствовать себя более уверенно в ночное время суток. Был представлен прототип камеры, действия которой основаны на алгоритмах и принципах построения изображения, которые были открыты в ходе изучения функционирования глаз ночных жуков, пчел и моли, которые видят в более широком диапазоне цветов, а также улавливать свет в ночное время. Такой цифровой алгоритм обработки изображения будет захватывать качественные кадры в условиях плохой видимости и на большой скорости движения автомобиля. Также камера может адаптироваться под изменяющиеся условия освещенности.

OnStar

Есть возможность удаленно замедлять транспорт, мешая угонщикам скрыться от полиции при погоне. Теперь появилась новая возможность, которая поможет вернуть украденные машины за короткое время. Эта технология называется Remote Ignition Block — удаленная блокировка зажигания. У оператора OnStar есть возможность послать сигнал компьютеру в угнанной машине, который вызовет блокировку системы зажигания, не позволив перезапустить ее. Эта технология позволит не только вернуть украденные автомобили их владельцам, но и предотвратить опасные погони.

Гибридные автомобили

В последнее время многие автопроизводители пытаются достичь большей эффективности от силовых агрегатов, делая ставку на новые виды топлива и двигатели, пытаясь снизить расход топлива и увеличить показатели пробега на одном заряде или заправке. Сегодня выпускается достаточно много электрокаров, и практически каждый автопроизводитель имеет в своем портфолио гибридный автомобиль. С каждым годом их будет становиться все больше.

Так как электрокаров становится только больше, встает вопрос об их быстрой и беспроблемной перезарядке. Одно из решений – это индукционные зарядные устройства. Технология уже активно используется на мелких устройствах, таких как плееры и мобильные телефоны. Такие зарядные устройства можно встроить в места для паркинга в больших магазинах.

На сегодняшний день информационные технологии стремительно развиваются в самых различных сферах, в том числе и в автомобильной. Они, несомненно, очень важны и полезны для любого автолюбителя. Информационные технологии помогают водителю в управлении автомобилем, оповещают о его состоянии, помогают принимать решения, играют важную роль в безопасности самого водителя и окружающих С их помощью водитель чувствует себя более комфортно и спокойно на дороге, а значит, он более внимателен на ней.

В данной статье я рассмотрел далеко не все нововведения в автомобильной отрасли. С каждым годом они становятся все более совершенными. Возможно в недалеком будущем электроника заменит все механические части автомобиля и он сможет обходиться без водителя вовсе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector